Как развивается память у ребенка? Сам процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получение информации, хранение и воспроизведение через некоторое время.

У детей только  к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания.

Память ребенка от 1 до 3 лет, в основном, непроизвольна. Ребенок раннего возраста, как правило,  не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить. Запоминание  происходят непроизвольно. Ребенок обычно запоминает именно  то, на что он обратил внимание, что произвело на него сильное впечатление, и на то, что было ему интересно.

Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес.

Многие взрослые замечали, что их маленькие дети практически без заучивания запоминают стихи или слоганы рекламных роликов, вот это как раз и считается непроизвольное запоминание. На самом деле так и есть, на протяжении всего периода дошкольного детства ребенок с легкостью запоминает все, что происходит как бы по ходу дела, в повседневной деятельности или в игре, во время рисования или конструирования, в процессе прослушивания сказок.

Но уже в возрасте от 4 до 6 лет активно развивается другой вид памяти – произвольная память. Этот вид памяти характеризуется тем, что ребенок ставит себе задачу запомнить что-то и прилагает для этого определенные усилия.

Все дошкольное детство преобладающим видом памяти является образная память: подавляющее большинство детей успешнее запоминают информацию в картинках, чем в словах или в тексте.  Именно поэтому в учебниках и в Букварях для 1 класса так много картинок. Также значительно лучше дошкольники запоминают то, что эмоционально ярко и захватывающе интересно. Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний — память развивается с увеличением объема знаний.

Так как все дети очень любят играть, то  лучше всего они запоминают в процессе игры. Однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий.

Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем использовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.

 

Как развивать память у ребенка?

Стимулировать развитие памяти помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно ваш малыш присоединится к игре.

Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов — все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно — уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы. Первоначально, чтобы научить ребенка пересказать какой-то рассказ или сказку, необходимо начать вместе с ним рассказывать, останавливаясь, давая возможность ребенку самому продолжить рассказ. Со временем ребенок скажет «Я сам хочу рассказать!» Вот этого то нам и надо, чтобы ребенок умел формулировать свои мысли и воспроизводил то, что запомнил!

Это очень важно, я, как педагог с большим опытом работы в школе, часто сталкивалась с ситуацией, когда ребенок, зная учебный материал, не мог сформулировать свои знания в речи.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев — 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например,

«Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся.

Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Игры для развития зрительной памяти.

Игра «Что изменилось?»

Вариант 1 «Кто ушел?».

На столик ставятся несколько игрушек. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает одну из игрушек. Задача ребенка — вспомнить, какой игрушки не хватает.

Если ребенок легко и просто справляется, то можно усложнить задачу и убрать две и более игрушек.

Вариант 2 «Кто пришел?», где  взрослый не убирает, а добавляет игрушку или несколько игрушек.

Вариант 3 «Что изменилось?». Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других. Взрослый расставляет игрушки в определенном порядке, ребенок запоминает, а затем поворачивается спиной, а в это время взрослый меняет местами игрушки.

Игра «Кто больше запомнит?» (для детей от 2 до 6 лет).

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Игры для развития тактильной памяти.

Тактильная память — это  способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении.

Игра для тренировки тактильной памяти «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди дают ему на ощупь различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры — «Загадочный мешочек«. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).

Игры для развития двигательной памяти

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Повтори за мной». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Игра для младших дошколят «На дворе зима»

Ход игры

Ребенок выполняет движения, указанные в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки-крошки —
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!

Игры для развития слуховой памяти.

Игра-рассказ «Как мы птичек кормили»

 

Цель: развитие памяти, правильного звукопроизношения — упражнения в отчетливом произнесении звуков X и К; развитие наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

Ход игры

Взрослый начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова:

На дворе зима.

На деревьях,на земле, на крыше лежит белый… (…снег.)
Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и … (…копаем, расчищаем дорожки и делаем горку.)
Из снега можно лепить. Мы лепим…(снеговика, зайца, мишку.)
Однажды на наш участок прилетели…(птички: снегири, воробьи.)
Они хотели есть, и мы насыпали им…(.зернышек и крошек.)
Зернышки и крошки мы насыпали…(в кормушку.)
Они теперь каждый день прилетают…(к кормушке.)
А мы каждый день выносим им…(…корм.)
Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют…(«чив-чив-чив!»)

 

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Суть игры состоит в том, что взрослый подбирает 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Игра  «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет). Эта игра нравится всем детям. Она также хорошо развивает память. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

 

Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают от четырех до шести  геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант этой игры – это  попросить ребенка  воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их ребенок приобретет хорошие навыки для обучения и будет хорошо подготовлен к школе, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом. А самое главное, дети, которыми занимаются родители с раннего детства,  в будущем не будут приносить своим родителям проблемы.

Видеоролик «Развитие памяти у детей дошкольного возраста легко, играя!» Часть Первая.

 

 

 

Источник: «Читаем и играем. Более 100 развивающих игр для малышей 4-6 лет» В.В.Мамаева.