Строгость или вседозволенность являются неверными методами воспитания, потому что это крайности. Во всем, особенно в важных вещах, такие как воспитание, необходима уравновешенность и чувство меры.

Хороший пример уравновешенности и чувства меры можно привести на примере еды, если голодать или объедаться. И то, и другое наносит вред организму, а не пользу. Так же и в воспитании очень важна уравновешенность и последовательность.

Строгость в воспитании.

Рассмотрим сначала такую модель воспитания, как строгость. Родители, которые чересчур строги и слишком часто наказывают своих детей, лишают их самостоятельности и независимости, и в будущем такие родители столкнутся с непониманием и бунтом собственных детей, воспитанных в духе постоянных репрессий.

К тому же, постоянно опекая ребенка, вы:

  1. Не даете ему возможности делать самостоятельный выбор в той или иной ситуации. То есть лишаете свое чадо практического опыта и правильной модели поведения.
  2. Рискуете поставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками. Сверстники обязательно обратят на это внимание. Ничего, если они пообсуждают родителей, даже, возможно раскритикуют, хуже, если ваш ребенок станет объектом насмешек у сверстников. Детей, которых родители часто сильно опекают и строго контролируют, часто называют «маминькими сынками», если это мальчик, а если это девочка, то считают еще маленьким ребеночком. Это огорчает ребенка и вызывает чувство протеста, обиды и злости.

Строгое воспитание препятствует развитию у детей ответственности и самодисциплины.

Жесткие рамки и ограничения дают лишь временный эффект и не позволяют ребенку взять ответственность за свое поведение. Нет ничего более ценного для ребенка, чем самодисциплина. Но она развивается только тогда, когда ребенку устанавливают рамки с любовью. Ребенок должен понимать с какой целью и почему устанавливаются те или иные рамки или ограничения в его поведении. Тут необходимо обязательно обговорить это вместе с ребенком. Никому не нравится сильный контроль, поэтому нет ничего удивительного в том, что дети протестуют против ограничений. Дети, которые испытывают постоянный контроль со стороны родителей также испытывают такое чувство, как будто им не доверяют. У таких детей нет стремления к хорошему поведению – они видят лишь контроль со стороны родителей.

Строгое воспитание и ограничения основаны на страхе. А это приводит к плохому поведению ребенка. Потому что, можно слушаться или выполнять какие то указания и требования из-за страха наказания, но не из-за того, что ребенок сам понимает, что это требование ему нужно выполнять.

Самостоятельные дети из-за чувства ответственности садятся делать уроки, а те дети, которые привыкли к строгому контролю, делают уроки, потому что так требуют родители и из-за страха наказания. Дети учатся на собственном жизненном опыте и примере родителей. Поэтому, если они делают то, что вы им скажете только по причине сильного страха – ваше воспитание ничем не отличается от запугивания. Когда вы кричите на детей, они учатся кричать на других. Когда вы применяете силу – они аналогичным образом учатся применять силу.

Дети, к которым применяют наказание, склонны к злости и депрессии. Это происходит потому, что авторитарное воспитание подразумевает неприятие родителями определенных аспектов психики ребенка и отсутствие помощи ему при возникновении сложных эмоций и чувств. Дети остаются один на один со своими эмоциональными импульсами и чувствуют себя одинокими.

Дети, которых воспитывают в строгости, уважают правоту сильного. Они учатся подчиняться, но не умеют формировать собственное мнение. В старшем возрасте они не ставят под сомнение авторитет лидеров, хотя это зачастую очень необходимо, они не берут ответственность за свои поступки, оправдываясь тем, что «делали как все» или их «заставили».

Дети, которых воспитывают в строгости, более склонны к неповиновению. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сильной строгости, в подростковом возрасте проявляют жестокость и неповиновение. Чтобы понять причины этого феномена, посмотрите, как он работает у взрослых. Каждого из нас воспитывали более или менее строго, и нам это не нравилось. В результате это приводит к проблемам с саморегуляцией. Мы злимся или возмущаемся, когда кто-то пытается нам указывать на то, что нужно делать. Иногда мы бунтуем против ограничений, которые сами же себе и устанавливаем.

.

Строгое воспитание побуждает  детей больше врать. Если детей воспитывали по принципу «делай, как тебе сказано», они склонны попадать в неприятные ситуации. Такие дети из-за страха наказания или из-за нежелания выполнить какое -то требование родителей часто обманывают. Также они вырастают искусными лжецами.

 

Авторитарное воспитание отдаляет родителей от детей. Родителям, которые наказывают своих детей, приходится подавлять своё природное сочувствие. Это делает взаимоотношения между ними более напряженными. Родителям в таких случаях намного сложнее воспитывать детей, потому что дети теряют интерес к тому, чтобы делать приятное своим родителем, да и справиться с ними становится сложнее. Строгое воспитание приводит к тому, что родители становятся несчастными. А дети, которых воспитывали строго, чувствуют обиду на родителей и испытывают недостаток любви во взрослой жизни.

 

Совет:

Все, что необходимо сделать родителям – установить разумные границы и озвучить свои ожидания. Это нужно делать с любовью и поддержкой. Сочетание ограничений и сочувствия – золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и поможет ему достичь максимальных результатов во всех сферах жизни.

 

Вседозволенность.

Другая крайность заключается в том, что родители вообще не устанавливают никаких рамок и ограничений для ребенка.

Вседозволенность – это выходящее за рамки установленных общественно–политических норм поведение человека, не считающегося с правами других людей и чувствующего свою безнаказанность.

Вседозволенность в воспитании – это, пожалуй, еще страшнее!

Потому что в результате вседозволенности последствия такого воспитания могут сломать всю жизнь как самому ребенку, так и его семье в которой этот ребенок воспитывается.

У детей, получивших неограниченную свободу действий, может сложиться впечатление, что их родителям безразлично, как они себя ведут. Дети ощущают нехватку внимания, потому что считают, что родители их не любят и им нет никакого дела до них.

Дети с каждым разом, как бы прощупывают рамки своей вседозволенности, с каждым разом заходя все дальше и дальше в своих неадекватных действиях и поступках. В самом начале это могут быть совершенно, как нам кажется безобидные шалости, затем эти шалости начинают быть более грубыми и менее управляемыми. Дети привыкают постепенно к тому, что все можно и нет ограничений в поведении и порой даже переходят рамки общепринятых норм поведения.

Очень часто, бывает так, что уже в школе учителя начинают говорить об этом родителям, так как учителя смотрят со стороны своего педагогического опыта. И тут то очень важно, чтобы родители прислушались к этому звоночку. Очень важно сразу реагировать на замечания учителей и важно сотрудничать с ними, звонить учителю, интересоваться и принимать меры, а не осуждать учителей дома вместе с ребенком. Какой учитель плохой и какой несчастный ребенок, такой хороший, на которого этот злой учитель наговаривает. Таким образом родители завоюют дешевый авторитет, который потакает желаниям ребенка, но опять же ненадолго. Очень важно с самого начала правильно и объективно смотреть на ситуацию, потому что никто не будет просто так, от нечего делать вызывать родителей в школу. Это значит поступил очень серьезный звоночек. Учитель с точки зрения своего многолетнего опыта, имея дело с детьми уже может видеть опасность, все зависит порой от реакции родителей на замечания учителя. Воспринимайте учителей как сотрудников и помощников в воспитании вашего ребенка.

Из ста сто процентов, если не среагировать и оставить ребенка без должного наказания, то безнаказанность будет побуждать ребенка практиковаться и дальше в своих проступках, а в более старшем возрасте, как правило ребенок уже становится неуправляемым. Даже сами родители начинают жаловаться и сетовать, что не могут ничего поделать. Дело доходит, что приходится ставить таких детей на учет в милиции, так как уже вырастает необходимость в более серьезной корректировке формирования такого ребенка. В этом случае, как правило, родителям  никогда не удастся завоевать уважение своих детей. Они теряют авторитет.

Это не пустые слова, это статистика, которая сложилась у педагогов, я абсолютно точно говорю о том, что видела на протяжении 20-летнего стажа педагогической деятельности и являюсь свидетелем подобных случаев. И об этом скажет вам абсолютно любой психолог и педагог, имеющий  стаж педагогической деятельности.

От вседозволенности страдают сами же дети, вырастая, они считают, что им можно  абсолютно все, в том числе то, что другим нельзя. Например, наркотики, пьянство, нарушение правил дорожного движения. За рулем, как правило чаще всего попадают в аварию или в автокатастрофу именно люди, которым в детстве было все дозволено. Это ведет к тому, что люди калечат жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуются на беды, последовавшие за ними…Какие беды и несчастья? Пьянство, хулиганство, употребление наркотиков, воровство, грубость, распущенность. Все это ломает жизнь и не приносит счастья.

Дорогие родители, помните, чем раньше вы будете формировать вашего ребенка, тем более счастливой будет жизнь вашего ребенка, а вместе с этим и ваша жизнь.

 

Если вы не будете впадать в эти две крайности — перед вами откроется возможность выбора того типа воспитания, который более всего вам подходит.